НИКОЛА-ВОИН

001Когда заходишь в наш храм, справа у стены видишь образ святого с подъятым мечом в одной руке и церковью в другой. И не каждый узнает в нем тихого и мудрого, всей Русью любимого святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Здесь он предстает грозным воином и созидателем. Это образ так называемого Николы-Можайского. Почему именно этот образ выбран в качестве храмового, станет понятно из его истории.

В 1408 году отряд золотоордынского хана Едигея, осадившего Москву, неожиданно захватил и сжег Верею и Можайск. К 1412 году князь Андрей Дмитриевич (кн. с 1389 до 1432 гг.) вместо сожженного деревянного храма выстроил в Можайске каменный Никольский собор. А на восстановленные деревянные крепостные ворота велел изготовить святой оберег — резную икону святого Николы Чудотворца с мечом и градом в рукax: надвратный Меченосец должен был охранять с этих пор храм и град.

Известно, что во время нашествия монголотатар, когда неприятель подошел к городу, произошло чудесное знамение: над крепостными стенами воспарил в воздухе сам Николай Чудотворец, каким он был изображен на этой иконе — с мечом в одной руке и городом Можайском— в другой. И устрашенные враги бежали.

С 1541 года к святому Николе Чудотворцу Можайскому развернулось молитвенное паломничество русских православных людей. К концу XVI века в городе появилось 16 монастырей и 75 храмов. Можайск стали называть «Священным городом русских».

Однажды в Москве копию резного образа Николы с мечом и градом в руках поставили в качестве оберега города над Никольскими воротами Кремля.

Когда Наполеон, засевший в 1812 году в столице, попытался взорвать Кремль, шатер Никольской башни рухнул, но разрушение остановилось точно у края образа Николая Чудотворца.

В октябрьский переворот 1917 года большевики, штурмуя Кремль с оборонявшимися в нем юнкерами, безжалостно били по кремлевским воротам из пушек прямой наводкой. Они отстрелили в образе святителя на Никольской башне левую руку. Чудотворец остался с мечом в правой. После боев святыню завесили красным полотнищем, как вдруг майским днем 1918 года, в преддверии Николы Вешнего, множество людей на Красной площади увидели: кумачовая завеса лопнула донизу, потом кусками стала отрываться и спала на землю. Снова чудотворно открылась икона «раненого» и «несдающегося» святителя Николая.

Известно, что в наши края икону Николы с мечом в руке принесли казаки. Интересно, что на поздних иконах прямой русский меч становится слегка изогнут — наподобие казацкой сабли, так как казаки считали Николу своим небесным покровителем.

Когда Ермак с дружиною собрался в путь на покорение Сибири, сопровождали казаков в далекой и трудной дороге три священника, а каждая сотня получила от братьев по иконе. С этими образами впереди казаки всегда вступали в бой и во время боя берегли их, как полковое знамя. Среди этих святынь (икон Спаса Нерукотворенного Образа, Господа Вседержителя, Богородицы, Честнаго Животворящего креста, Архистратига Михаила) была и икона Николы Угодника с мечом в одной руке и Божиим храмом в другой. Сам предводитель казацкого воинства Ермак Тимофеевич был усердным чтителем святителя Николая. В Ермаковом городище, на берегу реки Чусовой, откуда начался великий поход, Ермак зимовал и молился в часовне пред образом Николы Можайского. Первая часовня, выстроенная казаками на самом гребне Каменных (Уральских) гор — также посвящена Николе Можайскому.

Из истории покорения Сибири мы знаем, что после одного из явлений Николы-воина «на небесех», 23 октября 1581 года была взята Сибирь, столица Кучума. Все последующее покорение первого Сибирского царства освящено особенным молитвенным усердием к святителю Николаю. Где бы ни выбиралось место для длительной стоянки — первым делом казаки ставили крест, обносили его частоколом — так появлялись в Сибири остроги, — и затем возводили часовню, чаще других — во имя Николы Угодника. На берегах Байкала почти все церкви построены во имя св. Николая. Чудотворец окончательно покорил этот край светом славы своего чудотворного образа, явленного в селе Большое Голоустное.

Материал подготовлен Еленой
и Игорем Боровскими