…И ПОСЛАЛ АРХИМАНДРИТ ЗА БОГОМАЗОМ «ДИМКОЙ»

\"\"Мы продолжаем публиковать главы из книги Зои Горенко и Тамары Крючковой \»Со Святителем Софронием: от Иркута до Невы и Днепра\»

\"\"И ПОСЛАЛ АРХИМАНДРИТ ЗА БОГОМАЗОМ «ДИМКОЙ»

2B-Shop запчасти для ноутбуков.

Возвращаясь к предыдущей главе, заметим, что наше «молитвенное плавание» предварялось молебном в домовом храме братского корпуса Александро-Невской лавры. Посвящен он памяти обоих наших святителей – Иннокентия и Софрония. Ведь Св. Иннокентий (Кульчицкий), также, как и Софроний, в 1721 году несколько месяцев исполнял должность наместника Александро-Невского монастыря. Оба они изображены вверху, в центральной – как бы алтарной части. 

 

Святитель Иннокентий (в миру Иоанн Иоаннович Кульчицкий, около 1680 – 27.04.1731), первый епископ Иркутский, чудотворец. Обучался в Киевской духовной академии, которую закончил в 1706 г. Через два года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. В 1910 г.  был переведен в Московскую Славяно-греко-латинскую академию для преподавательской деятельности. В 1719 году переведен в Петербургский Александро-Невский монастырь, получив звание соборного иеромонаха. Здесь же он выполнял должность обер-иеромонаха по флоту.  В 1720 году, несколько месяцев исполнял обязанности наместника монастыря. 4 марта 1721 года в присутствии императора Петра I будущий Святитель Иннокентий был посвящен в епископа Переславского и назначен главой духовной миссии в Пекин. Но в результате интриг не был принят китайским правительством и, живя почти 5 лет то в Забайкалье, то в Иркутске, трудился в проповедовании слова Божия и занимался иконописанием.  15 января 1727 года епископ Иннокентий был определен главой вновь организованной Иркутской епархии, которой руководил четыре года. Он явился «благодатным светильником и духовным собирателем» Восточной Сибири. За короткий срок ему удалось заложить основные доминанты и направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни в новой епархии. Большое внимание Иннокентий уделял миссионерскому делу – просвещению христианской верой бурят и других народностей, населявших обширную Иркутскую епархию.

Полная трудов и лишений жизнь святителя Иннокентия учила других твердости и терпению. Он оставил глубокий след в душах, соприкасавшихся с ним людей. Будучи истинным другом кающихся и исправляющихся, всех привлекал к себе своею простотою, общедоступностью, полной нестяжательностью, трудолюбием, кротостью, христианским смирением, незлобием, любовью к подвижничеству и для окружающих его людей служил высоким образцом нравственности, чистоты и святости.     

Скончался 27 ноября 1731 г. и был похоронен в кирпичном склепе под алтарем деревянной Тихвинской церкви в Иркутском Вознесенском монастыре. Через тридцать три года (в 1764 г.) были обретены его мощи, которые прославились чудесами и исцелениями. Указом Синода от 1 декабря 1804 года он был причислен к Лику Святых с установлением 26 ноября (9 декабря по новому стилю) днем его памяти. Торжественное открытие святых мощей в Иркутске и перенесение их в Вознесенский собор состоялось 9(22) февраля 1805 г.

Почитание Святителя Иннокентия Иркутского чудотворца наблюдается во всем православном мире. Во имя св. Иннокентия были построены храмы и часовни не только в Восточной Сибири,  но и в Москве, Петербурге, Угличе, Николо-Уссурийске. На святой земле Афонского полуострова, в Русском Свято-Андреевском скиту на рубеже XIX — XX вв. был устроен придельный храм во имя Святителя Иннокентия,  а также Иннокентиевская церковь при больничном корпусе того же скита на средства иркутского купца И.М. Сибирякова.

 

Вообще, домовой храм представляет из себя крохотную комнатку. Но очутившись там, войдя в атмосферу этого физически ограниченного, тесного помещения, ты вдруг начинаешь ощущать, как раздвигаются его границы, открывая бесконечное пространство…

Один из главных созидателей этого дивного храма – наш земляк, родом из-под Красноярска, художник, заведующий иконописно-реставрационной мастерской св.Иоанна Дамаскина Дмитрий Мироненко. Кроме художественного таланта, он обладает еще и даром рассказчика. «Послушаем» его рассказ не в изложении, а из первых уст.

\"\"

— Изначально церковь здесь не планировалась. Еще будучи архимандритом, владыка Назарий задумал здесь что-то вроде общей молельной комнаты, где бы братия совершала требные или иные соборные молитвы. Но когда ее отремонтировали, задумались – а в какой цветом окрасить стены? И тогда позвал архимандрит иконописца своего Димку, чтоб посоветоваться. А мне же жалко, что стены просто так закрасить собираются. Ведь на них же можно что-нибудь изобразить. А что? Да вот Богоматерь со Младенцем Христом, а по сторонам Ее в молитвенном предстоянии насельников лавры, сибирских святых Иннокентия и Софрония…А на случай совершения здесь Литургии – Престол, Трапеза Святая и четыре евангелиста. Давай – пиши…

В течение года мы писали. И среди белого пространства появилась эта стена – как изображение в телевизоре. Зашел наместник принимать работу: «Ну. Выглядит фрагментарно – надо еще потолок расписать». Снова принесли леса, и мы полгода работали над потолком, написали традиционный образ Христа в небесной сфере, с христограммой, и четырех евангелистов. Разобрали леса, позвали наместника: принимайте работу, размещайте иконы и начинайте уже молиться. Наместник говорит: «Ну, нет, что ж вы боковые стены не расписали?» … Если до этого мы импровизировали, то теперь уже головы почесали и стали продумывать композиционное решение. Так появились образы святых, бывших насельниками лавры, а также всех святых, которые как-либо связаны с нашей обителью. Поэтому здесь и Игнатий Брянчанинов, и Феофан Затворник, и Николай Японский…

Пока мы все это делали, братья уже приходили и молились, намаливали это помещение, помогая и нам…

Дмитрий Геннадиевич подробно рассказывает нам обо всех изображениях, о системе и значении настенных росписей. В верхней части расположен тронный образ Божией Матери с Богомладенцем Христом на коленях. По сторонам трона предстоят два ангела, а чуть дальше два святителя, Иннокентий и Софроний Иркутские. В нижнем регистре поместилось литургическое изображение «Поклонение Агнецу» или «Служба Святителей». Роспись выполняли иконописцы Дмитрий Мироненко, Андрей Пономарев, ныне преподаватель Санкт-Петербургского православного института религоведения и церковных искусств, Лилия Комиссарова, выпускница отделения церковно-исторической живописи Института им. И.Е. Репина, Анна Карагина, выпускница иконописной школы при Санк-Петербургской духовной академии и семинарии, и стажер мастерской театральная художница Марина Бубнова. Для выполнения росписей была разработана рецептура цельнояичной темперы, которую в древности часто использовали в стенописи. Затем была выполнена роспись потолка и остальных трех стен храма. В процессе творческой работы пришлось решать множество иконографических, стилистических, технических и другого рода проблем. Поражает фигура Святителя Софрония — благородного седовласого старца со строгим проникновенным взглядом, образ которого разработан и написан Лилией Комиссаровой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *