В нижнем приделе Спасского храма стало как будто светлее. А всё оттого, что на прошлой неделе здесь установили новый иконостас, сияющий белизной и золотом. Из окладов, украшенных золочёной резьбой, взирают на прихожан лики святых, написанные мастерами «палеховской» школы. Символично, что иконостас, который здесь стоял до революции, также был выполнен мастерами из Палеха. Теперь каждый иркутянин может внести свою лепту в дело возрождения храма. Для этого достаточно отправить сообщение на короткий номер 7715, со словом «Иркутск -» и указанием суммы пожертвования. Например, «Иркутск — 100».
Новый иконостас привезли за неделю до Троицы. Вместе с ценным грузом из Палеха прибыли и мастера, которые за несколько дней смонтировали главное украшение нижнего придела. Иконостас получился не очень большим, всего 3,2 метрав высоту, в нём размещается 25 икон разного размера. Совсем не много, по сравнению с семиметровым «верхним » иконостасом, который чуть больше года назад также доставили из Палеха.
-У нас все иконостасы получаются разными, — рассказывал тогда руководитель монтажной бригады Михаил Исаков. — В каждом из них мы стараемся передать неповторимый местный колорит.
2B-Shop запчасти для ноутбуков.
Каждый раз работа над новым проектом начинается с изучения истории храма, города или села, особенностей и обычаев из которых складывается неповторимый местный колорит. Что касается Спасского храма, то он стал для палехских мастеров особенным, потому что эксперты вынесли заключение о том, что до революции местный иконостас был изготовлен именно палехскими мастерами. Конечно, тогда не было технологий, которые позволяли бы перевозить такие предметы на сколь угодно большие расстояния, поэтому мастера приезжали и выполняли всю работу на месте.
В конце концов, каменное здание Спасского храма в 1706 году закладывал московский каменных дел подмастерье Моисей Иванович Долгих, который до своего приезда в Иркутск строил тобольские и верхотурские святые обители. В Иркутске такого мастера просто не было, поскольку город был деревянным и Спасская церковь стала здесь вторым каменным зданием и первым из сохранившихся до наших дней.
Время шло, храм постоянно перестраивался, украшался и благоустраивался. Появлялись новые приделы, выросла колокольня, менялось внутреннее убранство. На средства иркутян приобретались богослужебные книги и предметы, драгоценные украшения для храма. Например, по описи 1898 года в Спасской церкви числилось 477 богослужебных предметов и 355 богослужебных книг. Было здесь 266 больших и малых древних и новых икон. Большинство из них украшали драгоценные ризы. Самыми красивыми и богато украшенными были храмовая икона Спаса Нерукотворного Образа и икона Успения Божией Матери. Позже, в 1923 году, советские уполномоченные оценят их в 340 и 390 рублей.
Об изъятии церковных ценностей в Иркутске было объявлено 15 марта 1922 года, и Спасская церковь одной из первых подверглась разорению. Трижды приходила сюда комиссия по изъятию ценностей. Представители советской власти не брали в расчёт историческую и художественную ценность риз на святых иконах. Не учитывалась искусная работа мастеров, изготовивших священные чаши и другие сосуды. Советская власть оценивала драгметаллы на вес.
Сначала храм был разграблен, потом и вовсе закрыт. Поначалу он использовался под общежитие, потом под сапожные мастерские, какое то время в нём жили рабочие, которые трудились над строительством будущего здания правительства. Только чудом храм удалось уберечь от разрушения. В 1960-х годах история сделала очередную петлю, Спасский храм был отреставрирован, в нём разместился музей. В 2006 году Спасская церковь была возвращена Иркутской епархии, здесь возобновились богослужения.
Первый молебен прошёл практически среди пустых стен, затем был установлен самый дешёвый, временный иконостас. Но с тех самых пор началось возрождение Спасского храма. В 2008 году, к 300-летнему юбилею города за счёт областных средств удалось отреставрировать лопнувший фундамент и старинные стены. Теперь пришло время заняться внутренним убранством и восстановлением былой красоты первого храма Иркутска. Стоит отметить, что бюджетных денег на эти цели уже не выделяется.
Первый шаг был сделан в апреле прошлого года, когда в верхнем приделе установили главный иконостас, украшенный красным деревом и золочёной резьбой. Теперь пришла очередь нижнего придела, освящённого во имя Николая Чудотворца. Новый иконостас и два больших киота с изображениями святителя Иннокентия Кульчицкого и Николая Чудотворца для верхнего придела привезли в Иркутск раньше срока. Согласно договору, иконостас должен быть доставлен в Сибирь только в августе. Однако, палеховские мастера выполнили свои обязательства досрочно. В августе храму предстоит рассчитаться за него, но пока собранных средств не хватает, поэтому и решено было запустить благотворительную акцию в надежде, что иркутяне откликнутся и помогут восстановить былое великолепие.
«Спасский храм — это сердце Иркутска, самое старое каменное здание и самый первый храм нашего города, — говорит настоятель храма протоиерей Александр Беломестных. — Конечно, он заслуживает того, чтобы ему вернули былую красоту. Хочется, чтобы убранство старинного храма соответствовало его историческому статусу. Мы будем благодарны каждому, кто откликнется на наш призыв о помощи и будем молиться о всех жертвователях и благотворителях «.
У отца Александра большие планы и дело не ограничится возведением двух иконостасов. Уже есть предварительные договорённости о долгосрочном сотрудничестве с Палехскими мастерскими. После того, как будут собраны средства на иконостас в нижнем приделе, планируется подписать договор на изготовление двух престолов, двух жертвенников и горних мест на первом и втором этажах. Все эти богослужебные предметы будут размещаться в алтарях храма на первом и втором этажах. Следующим этапом станет изготовление паникадила — главной люстры храма.
Наконец, последним шагом станет роспись стен. Спасский храм первым в Иркутске намерен использовать самые современные технологии в этом направлении. Для этого не потребуется штукатурить и расписывать непосредственно стены. Специальные, заранее расписанные полотна монтируются на стены, создавая иллюзию идеально ровной и гладкой поверхности. Эта технология позволяет сэкономить и время, и деньги. Очень важно, что такая роспись не требует такого сложного ухода, как роспись по штукатурке и хорошо сохраняется в течение долгих лет.