У истока большого пути

У истока большого пути

После реставрации открыт дом-музей Святителя Иннокнтия (Вениаминова)

           

Новости Новороссии. Новости Шоу Бизнеса.

В селе Анга Качугского района в рамках фестиваля «Сияние России» состоялось торжественное открытие дома-музея Святителя Иннокентия (Вениаминова). Это лишь часть масштабного национального проекта \»Путь Святителя Иннокентия\», приуроченного к 220 — летию со дня рождения нашего великого земляка, одного из светильников Русской Церкви.

 

 У истока большого пути

 

После реставрации открыт дом-музей Святителя Иннокнтия (Вениаминова)

           

В селе Анга Качугского района в рамках фестиваля «Сияние России» состоялось торжественное открытие дома-музея Святителя Иннокентия (Вениаминова). Это лишь часть масштабного национального проекта \»Путь Святителя Иннокентия\», приуроченного к 220 — летию со дня рождения нашего великого земляка, одного из светильников Русской Церкви.

 

 Наверное, многие из нас бывали в Анге, в маленьком домике сельского священника. А если кто-то не был, очень советую съездить. Поверьте, не зря туда через полмира стремятся туристы из Америки, с Алеутских островов, из дальнего-далека. Крошечная избушка, словно срисованная из старинной сказки,  расположилась на высоком пригорке, с которого видна и деревня, и речка, и дорога, которая бежит далеко-далеко, через леса и поля, и теряется где-то за горизонтом, сливающимся в одну линию с небесами.  Постояв в этом необычайном музее, с бережно  сохранённой аскетической обстановкой,  начинаешь краешком сознания понимать, что такое истинная  сила духа.

 

На самом деле, нынешний музей не является домом самого Святителя Иннокентия. Однако, к его жизни всё-таки имеет самое непосредственное отношение. Это семейное  гнездо диакона Дмитрия Попова, дяди  будущего митрополита Московского и Коломенского. Именно здесь святитель Иннокентий, а тогда ещё просто мальчик Иван Попов, провёл несколько лет до поступления в Иркутскую духовную семинарию.

 

У истока большого пути

 

Будучи шести лет от роду,  Ваня Попов остался без отца. Мать мыкала горе одна, ведь  кроме Вани на руках осталось  трое маленьких детей. Чтобы помочь вдове, брат покойного мужа взял на воспитание Ваню, продолжая учить его грамоте, как то делал отец, служивший пономарём. Учение давалось мальчику легко и уже в семь лет Ваня читал в храме \»Апостол\». Мать даже пыталась устроить его на место отца, упирая на крайнюю нужду семьи. Однако, ничего не вышло из её усилий. Много лет спустя,  Святитель Иннокентий понял,  что иначе и быть не могло, потому что у Бога были на него другие планы. \»Пусть мой пример будет новым доказательством той истины, что от Господа исправляются человеку пути его и что все мы, служители церкви Его, ничто иное, как орудие в руках Его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке — и это исполнилось, не смотря даже на противление воли моей\», — писал Святитель в \»Автобиографической записке\».

 

Вскоре девятилетний отрок  поступил в Иркутскую духовную семинарию. Однако, в те годы в ней училось сразу несколько мальчиков по фамилии Попов. Ректор решил некоторым из них изменить фамилии, и в 1814 году  Иван становится Вениаминовым. Был в его судьбе ещё один случай, который мог бы отвернуть его судьбу от Америки, но и этому делу не суждено было состояться. Когда Иван Вениаминов уже окончил семинарию,  ректору Иркутской семинарии  пришло указание отправить в Московскую академию двух выпускников. Одно из этих мест предполагалось для Ивана Вениаминова, одного из лучших учеников. Однако, неожиданно для начальства он оказался … женат.

 

Дело в том, что на Ангаре начался ледоход,  который отрезал от города  Вознесенский монастырь, в котором жил ректор.  Именно в ту пору молодому диакону Ивану Вениаминову пришла охота жениться. Недолго думая  он получил вид на женитьбу и даже  посватался без благословления ректора,  не имея возможности поставить  его в известность о таком важном событии в своей жизни. Так и вышло, что вместо женатого диакона Иоанна Вениаминова в Москву отправился другой счастливчик.

 

Когда церковное начальство бросило клич по епархии, в поисках желающих ехать за тридевять земель, чтобы повторить подвиг апостолов, желающих таких не нашлось. Иоанн Вениаминов служил в то время одном из лучших приходов города, в сане диакона, а потом и пресвитера  Градо-Иркутской Благовещенской церкви, он тоже отказался от подвига миссионерства и даже дал в этом письменную объяснительную.

 

Сам он подробно описывает тот момент, когда решение его изменилось. Внешней причиной для этого стал некто Иван Крюков, который 40 лет жил с алеутами и вернувшись на родину, прибился к приходу отца Иоанна. Они были достаточно коротко знакомы, более того, молодой священник стал духовным отцом всей семьи Крюковых.  Необычный человек пленил молодого священника рассказами о ревности в вере далёких алеутов, о чистоте их сердец.

 

На остров Уналашка в Русской Америке священник прибыл вместе с семьёй, чтобы прослужить там 15 лет. А  потом последовали  годы и годы  тягот в Камчатской епархии.  Кстати, сама Камчатская епархия была образована по его прошению и во многом,  благодаря его трудам. Через год после  смерти супруги, в 1840-м он принял монашество с именем Иннокентий в честь Иннокентия Иркутского.  Постриг проводил митрополит Московский Филарет (Дроздов). А через много лет, в 1868 -м году Святитель Иннокентий Вениаминов сменит Святителя Филарета (Дроздова)  и станет предстоятелем всей русской церкви.  

 

Святитель Иннокентий  крестил тысячи людей, строил храмы, открывал  при них школы, где лично учил детей. А ещё он сам делал алеутам прививки  от оспы, чем остановил страшную эпидемию среди северных народов. Создал алфавит Алеутского языка, написал несколько научных трудов, в которых систематизировал свои наблюдения о природе и жизни края. А ещё оставил удивительные миссионерские записки,  из которых видно, что рассказы Ивана Крюкова оказались правдой и святитель искренне полюбил далекий северный край и его людей.

 

 

 У истока большого пути

 

Любовь эта была взаимной. В тех местах до сих пор чтут Апостола Сибири и Америки. Недаром, туристы из Русской Америки до сих пор приезжают в Ангу, чтобы поклониться тем местам, где вырос их любимый святой. Не пугают изнеженных интуристов ни наши расстояния, ни дороги. Поэтому министр культуры Иркутской области Виталий Барышников уверен, что Анга может стать необычным туристическим центром.

 

В настоящее время в музее представлена экспозиция, которая создана в сентябре 2014 года. Восстановленный дом постройки первой половины XVIII века дает представление о начальном периоде жизни Иннокентия Московского. Экспозиция воспроизводит жизнь деревенского священника начала XIX века. В экспозиции два раздела — тематическая выставка о Святителе Иннокентии, расположенная в сенях, и мемориальная часть, воссоздающая исторический облик жизни сколько сельского священника. В экспозиции использованы экспонаты из фондов Иркутского областного краеведческого музея.  Реставрация дома завершена в начале осени. Интересно, что в  работе были задействованы  добровольцы — жители села Анга.

 

В церемонии открытия музея приняли участие первый заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Сергей Ступин, руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Литвиненко, мэр Качугского района Павел Козлов. Настоятель Князе-Владимирского храма отец Алексей (Середин) провел молебен. После церемонии открытия состоялась встреча жителей села Анга Качугского района с писателями, которые стали  гостями Дней русской духовности и культуры «Сияние России». Завершением встречи стало выступление  ансамбля «Сполох».

 

Создание культурно-просветительского центра в Анге — это часть масштабного национального проекта «Путь святителя Иннокентия», приуроченного к 220-летию юбилею миссионера. Проект разработан по инициативе Губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко и поддержан правительством РФ, получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он вошел в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». В проекте участвуют Иркутская, Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Хабаровский, Камчатский, Забайкальский края, Чукотский автономный округ, а также Япония, Аляска и Калифорния.

 

У истока большого пути

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *