Регент Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Владимир Горбик провёл мастер-класс в Иркутске
2B-Shop запчасти для ноутбуков.
Регент Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Владимир Горбик провёл мастер-класс в Иркутске
В конце декабря в ТЮЗе состоялся концерт духовной музыки Иркутского епархиального мужского хора «Знамение» под управлением главного регента Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Владимира Горбика. Сам по себе этот вечер стал событием для многих ценителей духовной музыки. Но ещё важнее, что декабрьский концерт – не последний. У московского регента и Иркутской митрополии имеются совместные планы на будущее.
Владимир Горбик – главный регент Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподаватель Московской консерватории по классу «дирижирование», лауреат I дирижёрской премии XIX Международного Фестиваля Церковной Музыки в Хайнувке (Польша). Многие музыкальные критики называют его продолжателем школы выдающегося русского композитора духовной музыки архимандрита Матфея (Мормыля), который на протяжении 50 лет являлся главным регентом хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Похоже, именно эта оценка особенно дорога самому Владимиру Горбику.
– Хор отца Матфея уникален тем, что его невозможно слушать без слёз, – говорит Владимир Горбик, объясняя своё особое отношение к творчеству предшественника. – Эта музыка очень глубоко проникает в душу благодаря удивительной молитвенности пения. Я иногда своим музыкантам говорю: «Всё равно у нас, как у хора отца Матфея, не получится петь». Для профессионалов это такой вызов, от которого руки не опускаются, наоборот, всё сделаешь, чтобы этой планки достичь.
Воссоздание традиций церковного хорового пения – это актуальный вопрос для современной православной церкви. На самом деле существует прямая связь между качеством пения клироса и количеством прихожан в храме. Если человек приходит в храм и слышит немолитвенное пение, он рано или поздно уйдёт. Конечно, на какое-то время он может задержаться, например, из-за того, что ему нравится духовник, но потом всё равно уйдёт.
В связи с этим остро встаёт вопрос о поиске такого эталона, на который можно равняться и по образцу которого выстраивать собственный клирос. Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, например, с интересом отнёсся к возможности перенять старинную певческую традицию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и благословил мужской епархиальный хор «Знамение» и его руководителя отца Антония Смолина начать движение в эту сторону.
«Думайте, о чём вы поёте»
В Иркутске Владимир Горбик побывал уже дважды. В свой первый приезд известный регент давал мастер-класс для сводного хора Иркутской епархии. Тогда со всего региона съехалось более 80 регентов и певчих, чтобы поучаствовать в масштабном проекте. Было всего два дня напряжённых репетиций по 10 — 12 часов, результатом которых стали архиерейское богослужение в Тельме, концерты в городах области и выступление в Иркутском ТЮЗе.
В декабре Владимир Горбик приезжал для того, чтобы поработать с Мужским епархиальным хором «Знамение». Венцом этой работы и стал концерт в ТЮЗе. На нём прозвучали песнопения Великой Вечерни. В феврале, когда московский регент в очередной раз приедет в Приангарье, слушателям будут представлены распевы, звучащие во время Всенощного бдения и Божественной литургии.
– Вы сказали, что духовная музыка проникает в душу благодаря молитвенности пения. Как вы её добиваетесь? – интересуюсь у Владимира Горбика.
– Это очень сложное дело. Например, своим детям я объясняю, для чего в жизни нужна молитва и с чего нужно начать, чтобы она проникла в сердце. Этот же вопрос я сам много лет назад задал своему духовнику. Он ответил: \»Сначала над словами молитвы нужно просто задуматься\».
Мы знаем, что музыка проникает от сердца своего создателя к сердцу слушателя, минуя сознание. Таково удивительное свойство музыки, отличающее её от многих других видов искусств. Молитва – нечто совсем иное. Сначала нужно умом, как неким ключиком, проникнуть в таинственный мир молитвы. Нам ведь даже в голову не придёт пробежать глазами стихотворение и не вдуматься в его содержание. Так же и здесь. Как только ум в большей или меньшей степени постигнет смысл слов, молитва начнёт постепенно проникать в сердце, на уровень чувств. Вот эти процессы и называются молитвой. Я постоянно призываю хор: постоянно думайте, о чём вы поёте. Параллельно, вдумываясь в слова молитвы, нужно исполнять духовные песнопения музыкально и не забывать об этом.
– Для исполнителей есть разница, где петь: на клиросе или на сцене?
– У нас стоит задача везде петь так, словно ты стоишь в храме на клиросе. На земле нет такого места, где человек не мог бы молиться. Тем более можно молиться в зале. Нам, как исполнителям, должно быть одинаково интересно петь как в храме, так и в концертном зале. Главное – петь сердечно, с душой. Именно к этому меня когда-то призывал мой духовник. А я стараюсь в этом отношении как можно меньше предпринимать что-либо самостоятельно. Послушание – это замечательная вещь. Кто-то из афонских отцов сказал, что послушник – самый счастливый человек. Ему практически не надо думать о том, как спастись, а надо просто слушаться своего духовного отца.
Мы исполняем духовную музыку, то есть молимся, и в этот процесс вовлекается весь зал. Честно говоря, даже хлопать после этого не очень хочется. Кстати, аплодисменты во время концерта бывают достаточно жиденькие, и мы это воспринимаем как вполне нормально. Много лет назад, когда мы ещё только начинали исполнять духовную музыку на сцене, мы просили людей не хлопать между песнопениями. Но потом решили, что в этом случае возникает слишком большое напряжение в зале. Мы не против того, чтобы люди аплодировали, но слушатели сами понимают, что после некоторых песнопений это не очень уместно. Зато потом, когда концерт закончен, возникает обычно такой взрыв эмоций.
– Публику иркутскую уже почувствовали?
– Здесь замечательная, удивительная публика, которая умеет
обеспечить глобальное внимание. В ноябре, например, в ТЮЗе зал был полон, а после концерта люди аплодировали стоя и с таким сердечным рвением, какое редко встретишь. Мне даже пришлось сказать, что мы очень устали и должны уходить со сцены, потому что люди готовы были слушать, слушать и слушать…
Владимир Горбик очень высоко оценил творческий потенциал Иркутской епархии в целом и хора «Знамение» в частности. Хотя поначалу у него были определённые опасения. В общем, они понятны и оправданны для человека, который привык опираться на огромные исполнительские возможности столицы.
– Но я вижу лица людей, с которыми работает отец Антоний Смолин, – говорит Владимир Горбик. – Они все очень заинтересованные, стремятся именно духовно исполнить церковные песнопения. Думаю, с течением времени станет понятно, насколько серьёзно они подвизаются в своём деле. В них есть подвижнический дух, который объединяет людей. Потенциал хора «Знамение» я оцениваю очень высоко именно с профессиональной точки зрения. От концерта к концерту, от репетиции к репетиции у коллектива идёт бурный рост.
– С Владимиром Горбиком очень интересно работать, потому что многие вещи он объясняет не только как музыкант, но и как верующий человек, – делится своими впечатлениями после мастер-класса руководитель хора «Знамение» протодиакон Антоний Смолин. – Например, он может половину репетиции рассказывать, объяснять, давать какие-то образы. Как ни странно, это бывает гораздо эффективнее бесконечных прогонов. Владимир Александрович объясняет, чего хочет добиться, и человек осмысляет какие-то вещи, начинает их чувствовать, и благодаря этому качество звука меняется.
Консерватория с духовным уклоном
Музыкантом Владимир Горбик мечтал стать с детства. В Московской консерватории, где он получил основное музыкальное образование, по его собственному признанию, были замечательные учителя. Обучаясь на дирижёрско-хоровом факультете, параллельно поступил на оперно-симфонический и закончил их оба. Композиции учился у профессора Романа Леденёва. На Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры попал 20 лет назад, ещё будучи студентом.
– Там был очень хороший регент, отец Феодосий Ушаков, которому сразу удалось мотивировать меня к церковному пению, – рассказывает Владимир Горбик. – Он меня представил настоятелю, которым был в то время нынешний Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, ставший потом и моим духовным руководителем. Началась наша совместная работа, фактически меня стали обучать церковному искусству. По сути, на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры я закончил ещё одну консерваторию, но уже с духовным уклоном.
Однажды молодой Володя Горбик получил под своё управление непрофессиональный братский монашеский хор. Работали очень напряжённо, учась на собственных ошибках. Но кое-чего удалось достичь. После этого молодому регенту доверили руководить уже профессиональным мужским хором Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
– Просто, чтобы проиллюстрировать, насколько серьёзно мною занимались на Подворье, расскажу один случай, – продолжает Владимир Александрович. – Однажды мы исполнили \»Покаяние\» А.Веделя на службе. После этого игумен Лонгин, тяжело вздыхая, сказал: «Володя, более бездарного исполнения я в жизни ещё не слышал. Пойдём, я тебе кое-что дам послушать». И включил для меня то же песнопение в исполнении хора отца Матфея Мормыля, потом – хора Комарова. Я послушал и был очень впечатлён. Через неделю мы исполнили то же самое песнопение. Настоятель подозвал меня и сказал: \»Вот это теперь совсем другое дело!\»
С того времени Мужской хор Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под руководством Владимира Горбика записал уже 15 дисков, которые разошлись по всему миру. Сегодня на Подворье работает большая хоровая организация. Есть и мужской, и женский, и смешанный и разные детский хоры. По большим праздникам все эти хоры объединяются на клиросе, получается коллектив до 80 человек, которым и управляет Владимир Горбик.
Скайп в помощь
К счастью, чтобы быть учеником известного музыканта, уже не обязательно находиться в Москве. Некоторые из его студентов живут в других городах России и даже в Соединенных Штатах Америки и в Канаде. Мастер-классы по скайпу уже стали привычным и необходимым делом для многих из них. Интернет полностью не заменяет живого общения, но всё равно помогает проделать огромную предварительную, черновую работу.
Например, репетиции с хором «Знамение» начались по Скайпу за месяц до приезда Владимира Горбика в Иркутск. Ведь за четыре дня просто невозможно подготовить хор к серьёзному концерту.
– Фактически, когда я приезжаю, вся черновая работа уже проведена – разучена программа, расставлены точки над «i», мне остаётся только отшлифовать шероховатости, – говорит Владимир Александрович. – Некоторые из ребят ещё после первого мастер-класса вошли в число моих учеников как по дирижированию, так и по вокалу и занимаются со мной индивидуально. В наш век, чтобы не использовать возможности Интернета, нужно быть очень ленивым.
В России Владимир Горбик плотно работает с Екатеринбургской, Саратовской и Иркутской епархиями. Многие ниточки связывают музыканта с православными приходами США. Он уже объехал много штатов, побывал во всех трёх главных православных семинариях и во многих монастырях. Записано три диска с разными хорами американскими хорами, последний диск вышел буквально недели две назад. Создан новый Хор имени Патриарха Тихона, в который входят как профессионалы, имеющие музыкальное образование, так и непрофессионалы. Поют здесь на двух языках – церковно-славянском и английском.