Молиться Наташа научилась в детстве. Первой молитвой была «Отче наш». Позже к ней добавилась молитва Оптинских старцев, её девочке передала Августа – крёстная отчима. «В семье мы называли её «крёстная» или «святая». Августа – это церковное имя, в жизни её звали Галина, — вспоминает Наташа. – Августа описывала картины конца света, говорила, что надо молиться. Её речи казались нам, детям, слишком назойливыми. Мы не воспринимали её слова всерьёз. Когда она приезжала, ела, в основном, квашеную капусту, во всяком случае, такие сохранились воспоминания. Всегда у Августы был пост».
Наташа вспоминает, что в детстве и юности она, пионерка и комсомолка, со снисхождением и даже жалостью относилась к людям верующим. Казалось, что в современную эпоху, век науки и техники, нет места религии. Это нисколько не мешало девушке в любых сложных ситуациях прибегать к помощи молитв.
Так совпало, что в жизни Наташи встретилась ещё одна Галина. Эта женщина жила в Москве. Её квартира в доме, который сохранился со времён войны 1812 года, состояла из семи комнат. В одной женщина жила сама, остальные «сдавала» бесплатно – студентам, слушателям духовной семинарии, отпускникам. У неё Наташа останавливалась с мужем Сашей, когда проездом бывали в столице. «Свою веру Галина никому не навязывала. Она по-доброму, с пониманием относилась к квартирантам. Никого не осуждала, — говорит Наташа. – В разгар поста студенты могли начать жарить котлеты. Мясной дух разносился по всей квартире. Хозяйка, которая соблюдала пост, ничем не высказывала своего неудовольствия, одинаково приветливо относилась ко всем своим постояльцам».
Новости Новороссии. Новости Шоу Бизнеса.
Это Галина посоветовала Наташе и Саше побывать у Святой Матроны Московской. К Матронушке супруги поехали, скорее, от безысходности. У молодой здоровой пары, живущей в браке несколько лет, не было детей. Исчерпав мирские средства, супруги отправились к святыне.
Наташа вспоминает целый поток людей, которые выстроились к святому месту от самой станции метро. У многих паломников в руках были цветы. Стоять пришлось долго, очередь томилась на жаре. Каждый человек шёл к Матроне со своей сокровенной просьбой, хотел поделиться бедой.
Особой надежды на этот ритуал супруги не возлагали. Когда вернулись обратно в Иркутск, жизнь потекла своим чередом. «Всю зиму мы с Сашей читали Достоевского, я всё время плакала», — рассказывает Наташа. Та зима показалась ей особенно мучительной и долгой. Весной она уговорила мужа разъехаться, чтобы он мог найти себе женщину, способную родить.
Именно тогда, когда супруги оказалась на грани разрыва, они получили «привет от Матронушки». О том, что ждёт ребёнка, Наташа узнала перед самой Пасхой. Это было настоящее чудо! Все размолвки были забыты. Супруги воссоединились. Будущие родители стали готовиться к появлению первенца.
Однако рождение первого ребёнка, Анечки, такой желанной и подаренной Богом, не привело семью в храм. Осознание того, что присутствие Бога в жизни – это потребность для её семьи, пришло к Наташе позже. Тогда у неё уже родился второй ребёнок, дочь Маргарита. «Я почувствовала, что необходим духовный стержень, объединяющий, скрепляющий разных людей в единое целое. Без веры это не получалось. Муж идею креститься принял не сразу. Мы много беседовали с батюшкой, долго готовились к этому событию, — вспоминает Наташа.- Крестились в Спасском храме, прихожанами которого остаёмся до сих пор».
Поначалу для новоиспечённых прихожан в церковных таинствах было много непонятного. Тяжело было даже физически. Испытание для неподготовленного человека – всё время службы, то есть около двух часов, стоять на ногах. Наташа и Саша истово молились, читали священные тексты, каждую субботу приходили на исповедь, каждое воскресенье – на причастие. Удивительно, но в эту зиму не болели их дети. Хотя семья с двумя малышами в это время жила в суровых условиях. Выгорела середина их деревянного многоквартирного дома, одна из сгоревших квартир – соседняя с жильём наших героев. Семья осталась на зиму в полупустом, обдуваемом всеми ветрами бараке. «Было страшно за детей. В квартире холод, девочки всё время сползали на пол, были внизу, — рассказывает Наташа. – Это чудо, что все остались здоровы».
Разницу семья почувствовала в следующую зиму. К этому времени Наташа и Саша стали лучше понимать, что происходит во время службы. «Мы стали более «профессиональными», — говорит наша героиня. – Раньше мы вели себя как дети, особо не осознавали значения всех таинств. Просто приходили и участвовали. Позже поняли свои ошибки, разобрались, как надо верить «правильно». Мы пришли к выводу, что к причастию надо готовиться основательно. Уже не каждый раз приходили, реже бывали в храме. У нас начали болеть дети – часто и подолгу».
С этим семья подошла к новой ступени духовной жизни – пониманию, что вера не бывает без каждодневного труда, постоянной духовной работы. «Мы приходим к Господу с детским умилением и радостью. Он идёт нам навстречу, мы чувствуем его присутствие, — говорит Наташа. – Когда первый восторг утихает, начинаешь анализировать, рассуждать. Не всегда это бывает на пользу. Если в первое время нам на всё хватало времени, то после того, как включился рассудок, появилось много забот и хлопот. Мы стали пропускать исповеди и причастия».
Труд заключается в простых вещах, которые ты можешь делать каждый день. А можешь не делать. От этого внешне ничего не изменится. Как бы ни хотелось поспать лишние полчаса, нужно встать пораньше, чтобы прочитать утреннее правило. Перед сном — найти время для вечерней молитвы. Соблюдать посты. Готовиться к исповеди и причастию. Приходить на службы. Читать священные тексты. Хранить Бога в своём сердце, не забывать о нём ни на минуту.
Родителям радостно, когда их ценности принимают дети. Девочки учатся в женской православной гимназии. Младшие дети посещают воскресную школу в храме. Особенно ценно видеть, когда ребёнок делает осмысленный выбор. Например, Маргарита берёт на себя чтение части молитв в вечернем правиле. А Гоша, принимая угощение на детском празднике, не забывает благословить еду.
Наташа говорит, что не хочет, чтобы её воспринимали как человека, который «расскажет, как надо» — верить, молиться. Она не считает, что вправе раздавать советы или учить кого-то. «Я сама как новичок. Даже хуже, чем новичок», — искреннее улыбается наша собеседница. Среди нас ведь мало идеальных людей, у каждого есть свои достоинства и недостатки. Поэтому история о пути к вере, который проходит Наташа со своей семьёй, может быть полезна каждому из нас.